Логотип Меню Планета детства
витамины для беременных элевит
 
Формирование навыков ориентировки в пространстве – необходимое условие повышения результативности и качества познавательной деятельности


«Формирование навыков ориентировки в пространстве – необходимое условие повышения результативности и качества познавательной деятельности»

Познание окружающего мира сложный процесс, и начинается он с непосредственного или опосредованного чувственного познания. Пространственные отношения позволяют ребенку овладеть определенными частями речи, многими наречиями.
Пространственные представления и восприятия – емкие понятия, отражающие многогранность пространственных характеристик объективного мира. Форма, объем, протяженность объектов в длину, ширину и высоту, их местоположение в пространстве, пространственные отношения и расстояния между предметами, направления в пространстве представляют собой различные пространственные категории.
Ориентировка в пространстве означает ориентировку на местности. Она предполагает определение:
а) «точки состояния», т.е. местонахождения человека по отношению к окружающим его объектам;
б) местоположения предметов (или людей) относительно фиксированного положения человека в пространстве;
в) пространственного расположения предметов относительно друг другу, т.е. пространственных отношений между ними.
Понятие «пространственная ориентация» используется для характеристики умения человека ориентироваться не только на местности, но и на себе, на другом человеке (левая рука, правая рука), на различных предметах, в условиях ограниченного пространства, например на листе бумаги. Этот процесс также предполагает активные действия субъекта в пространстве.
Пространственные представления и восприятия начинают развиваться очень рано, на первом году жизни.
Пространственные представления играют определяющую роль в становлении рефлекторных структур сознания. Они дебютируют в онтогенезе одним из первых, то есть являются базовыми по происхождению. В структуре пространственных представлений А.В. Семенович выделяет 4 основных уровня, каждый из которых, в свою очередь состоят из нескольких подуровней. В основе выделения уровней в структуре пространственных представлений лежит последовательность овладения ребенком.
Первый уровень. Пространственные представления о собственном теле.
Подуровнями являются:
• ощущения: напряжение - расслабление;
• ощущения идущие от «внутреннего мира» тела (например, голод, сытость);
• ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством (сырости - сухости, тактильные ощущения), а также взаимодействие со взрослыми.
Второй уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). Подуровнями являются:
• представления о взаимоотношении внешних объектов и тела. В свою очередь, эти представления подразделяются на следующие: топологические представления, координатные, метрические представления;
• представления о пространстве взаимоотношений между двумя и более предметами, находящиеся в окружающем пространстве. При этом формирование представлений данного уровня происходит последовательно. Сначала формируется представление вертикали, затем горизонтали, затем - о правой и левой стороне. Наиболее поздно формируется понятие « сзади». Итогами развития ребенка на этом уровне становится целостная картина мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собственным телом.
Третий уровень. Уровень вербализации пространственных представлений.
• У ребенка, вначале во внутреннем плане, а позже во внешнем появляется возможность вербализации представлений второго уровня. Существует определенная последовательность проявлений в речи обозначений топологического плана;
• Проявления пространственных представлений на вербальном уровне соотносится с законами развития движения в онтогенезе. Предлоги, обозначающие представления об относительном расположении объектов как по отношению к телу, так и по отношению друг к другу (в, над, под, за, перед) появляются в речи ребенка позже, чем такие слова, как верх, низ, близко, далеко.
Четвертый уровень. Лингвистические представления (пространство языка). Этот уровень является наиболее сложным и поздно формирующимся.
• Понимание пространственно-временных и причинно-следственных отношений и связей тоже является важной составляющей психического развития.
Пространственное восприятие в дошкольном возрасте отмечается рядом особенностей:
- конкретно-чувственный характер: ребенок ориентируется на своем теле и все определяет относительно собственного тела;
- самым трудным для ребенка являются различения правой и левой руки, потому что различение строится на основе функционального преимущества правой руки над левой, которое вырабатывается в работе функциональной деятельности;
- относительный характер пространственных отношений: чтобы ребенку определить как относится предмет к другому лицу, ему надо в уме встать на место предмета;
- дети ориентируются легче в статике, нежели в движении;
- легче определяют пространственные отношения к предметам, находящимся на близком расстоянии от ребенка.

Овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности - продуктивно-творческой, трудовой, совершенствуются сенсорные, интеллектуальные способности.

При помощи специального обучения может быть достигнут высокий уровень способности к наглядному пространственному моделированию, обнаруживающийся при решении широкого круга умственных задач. Прежде всего, тех, которые относятся к планированию и регуляции тех видов деятельности, в которых усваиваются задачи на моделирование. Дети начинают лучше, чем их сверстники, строить замыслы игры, конструкции, пересказывать и сочинять рассказы и сказки.
Конкретные разновидности моделей, с которыми могут первоначально знакомиться дети - это простейший схематический чертеж конструкции, план помещения и модель размещения и перемещения персонажей сказки, строящаяся из заместителей в процессе разыгрывания сказки на плоскости.
Модель пространственного расположения предметов выступает вначале в виде плана кукольной комнаты, затем объектом моделирования становится реальная комната, потом участок детского сада, и, наконец, вся территория детского сада.
Таким образом, работа по развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста ведется в разных направлениях, с постепенным усложнением заданий:
1. в постепенном увеличении количества различных вариантов пространственных отношений между предметами, с которыми знакомятся дети;
2. в повышении точности различения их детьми и обозначения соответствующими терминами;
3. в переходе от простого распознавания к самостоятельному воспроизведению пространственных отношений на предметах, между субъектом и окружающими его объектами;
4. в переходе от ориентировки в специально организованной дидактической среде к ориентировке в окружающем пространстве;
5. в изменении способов ориентировки в пространстве (от практического примеривания к зрительной оценке их расположения на расстоянии);
6. в переходе от непосредственного восприятия и действенного воспроизведения к осмыслению их логики и семантики;
7. в возрастании степени обобщения знаний о конкретных пространственных отношениях;
8. в переходе от определения местоположения предмета относительно другого объекта к определению их расположения относительно друг друга.

Выводы:
• Развивать ориентировку в пространстве необходимо в процессе целенаправленного руководства.
• Ориентировка в пространстве - характерна для детской деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной), следовательно, доступна для усвоения детьми.
• Основным условием ориентировки в пространстве является активное передвижение в нем.

Психолог
Зеленина Екатерина Геннадьевна
 
 
 
 
Всероссийский Реестр "Книга Почёта"